Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2021 года № 204. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 мая 2021 года № 22711.
В соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся согласно приложению 1 к настоящему приказу.
- Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу.
- Комитету по обеспечению качества в сфере образования и науки в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Министр образования и науки |
А. Аймагамбетов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
|
Приложение 1 к приказу |
Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Правила проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон) и определяют порядок проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся на уровне начального, основного среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования.
- Мониторинг образовательных достижений обучающихся (далее –МОДО) является независимым от организаций образования систематическим наблюдением за качеством обучения на соответствие государственному общеобязательному стандарту соответствующего уровня образования, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17769) (далее – ГОСО). МОДО включает в себя подготовку и проведение, обработку и системный анализ результатов тестирования с последующим оказанием методической помощи и выработкой рекомендаций по обеспечению качества образования.
- В организациях начального, основного среднего образования МОДО проводится в целях оценки качества знаний обучающихся в соответствии требованиями ГОСО.
- В организациях технического и профессионального, послесреднего образования МОДО осуществляется в целях определения результатов освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин в соответствии с требованиями ГОСО.
- Правила распространяются на организации среднего (начального, основного среднего), технического и профессионального, послесреднего образования независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности, вида.
Глава 2. Порядок проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся
- В организациях начального и основного среднего образования МОДО проводится среди обучающихся 4 и 9 классов в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона.
- МОДО в 4 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на языке обучения по трем направлениям (грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность).
- МОДО в 9 классах проводится в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по двум направлениям (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность), на трех языках (русском, казахском и английском) по одному направлению (грамотность чтения).
- В организациях технического и профессионального, послесреднего образования МОДО проводится среди обучающихся второго курса по общеобразовательным дисциплинам и (или) третьего курса по профессиональным модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона.
- МОДО в организациях технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения.
- Тестирование проводится ежегодно в апреле на базе организаций среднего образования и в ноябре на базе технического и профессионального, послесреднего образования, в которых обучаются тестируемые.
- В МОДО принимают участие обучающиеся, указанные в пунктах 6 и 9 настоящих Правил, кроме обучающихся на дому (по состоянию здоровья) или в оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также лиц, отсутствующих на момент тестирования по объективным причинам (по состоянию здоровья, в случае смерти близких родственников, в связи с участием в соревнованиях и олимпиадах).
13.Уполномоченный орган в области образования (далее – уполномоченный орган) обеспечивает информирование участников и общественности о работе по подготовке и проведению мероприятия за один месяц.
- Перечень организаций среднего (начального, основного среднего образования), технического и профессионального, послесреднего образования, в которых проводится МОДО, ежегодно определяется уполномоченным органом в соответствии с пунктом 6 статьи 55 Закона. Отбор организаций образования осуществляется по следующим параметрам:
– территориальная принадлежность (город, село);
– вид общеобразовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия, школа-гимназия, школа-лицей);
– контингент обучающихся;
– язык обучения (казахский/ русский);
– процент участия организаций образования (25%).
Ежегодно из этого числа организаций образования исключаются организации, принимавшие участие в МОДО в предыдущие учебные годы.
Отбор организаций образования осуществляется в результате загрузки сформированного рабочего списка в программное обеспечение для их случайной выборки.
- В случаях ограничительных мероприятий, введения чрезвычайного положения, возникновения чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера на определенной территории – уполномоченный орган принимает решение об отмене МОДО на основании решения Министерства здравоохранения Республики Казахстан и Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан или представления управлений образования областей и городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент.
- Количество, содержание и форма тестовых заданий, а также количество часов, отводимых на тестирование, определяются спецификацией теста в соответствии с ГОСО.
Спецификация теста разрабатывается Республиканским государственным казенным предприятием "Национальный центр тестирования" (далее – НЦТ).
- Для организации и проведения МОДО в организациях образования уполномоченный орган утверждает список уполномоченных представителей Министерства образования и науки РК, в который входят представители (ответственные) областных, районных органов управления образованием, представители территориальных департаментов по обеспечению качества в сфере образования Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки (далее – уполномоченные представители Министерства).
- Контроль над соблюдением Правил проведения МОДО в организациях образования осуществляют уполномоченные представители Министерства.
- До начала проведения тестирования уполномоченный представитель Министерства проверяет готовность компьютерных аудиторий и осуществляет идентификацию тестируемых лиц по посадочным листам с индивидуальным кодом тестируемого согласно списку обучающихся, предоставленному организацией образования.
Перед началом тестирования тестируемому предоставляются ссылка и параметры авторизации на веб-приложении (логин и пароль).
Уполномоченный представитель Министерства проводит разъяснительную работу с обучающимися по порядку проведения МОДО.
- При проведении тестирования обучающимся запрещается разговаривать, пользоваться информацией на бумажных, электронных и иных носителях.
Во время прохождения тестирования не разрешается использовать калькулятор, справочную литературу (кроме таблицы Менделеева и таблицы растворимости солей), электронные записные книжки и принимающие- передающие электронные устройства (в том числе мобильные телефоны и иное электронное оборудование).
В случае нарушения тестируемым настоящих Правил, уполномоченный представитель Министерства принимает решение об удалении тестируемого из аудитории, составляет акт выявления запрещенных предметов и удаления из аудитории тестируемого согласно приложению 1 к настоящим Правилам, результаты данного тестируемого аннулируются.
- В случае выявления подставного лица уполномоченным представителем Министерства составляется акт выявления подставного лица в ходе запуска или проведения тестирования согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
- Во время тестирования в аудиторию входят только уполномоченный представитель Министерства и руководитель организации.
- При проведении тестирования обучающимся запрещается выходить из аудитории без разрешения уполномоченного представителя Министерства.
- Результаты обучающихся отображаются на экране компьютера по завершении тестирования.
- После проведения МОДО для выявления уровня удовлетворенности образовательными услугами проводится анонимное анкетирование среди тестируемых и педагогов организаций среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования.
- Программное и техническое обеспечение процедур тестирования, статистическую обработку результатов МОДО осуществляет НЦТ в сроки, установленные уполномоченным органом.
- Результаты МОДО доводятся до сведения организаций образования в течение трех рабочих дней после дня его окончания и не имеют правовых последствий.
- Информация о результатах МОДО размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
- По результатам МОДО уполномоченный орган направляет организациям образования в течение трех месяцев после дня его окончания, комплексный анализ результатов МОДО, методические рекомендации, подготовленные Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Национальная академия образования имени И. Алтынсарина".
- Уполномоченный орган формирует аналитический отчет, отражающий оценку текущей ситуации в сфере образования для его использования организациями, проводящими рейтинговые исследования, и включения в Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования в Республике Казахстан.
|
Приложение 1 |
Акт выявления запрещенных предметов и удаления из аудитории тестируемого
Организация образования_____________________________________________
____________________________________________________________________
код наименование "_____" ______________20____год _____часов____________минут
Представитель Министерства
___________________________________________________________________
Ф.И.О (при его наличии)
У тестируемого: Ф.И.О (при его наличии)____________________________,
ИКТ________________ из аудитории №______, место № _______, вариант
№_____________ во время тестирования обнаружили
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(наименование (марка, количество) обнаруженного предмета) что является
нарушением пункта 20 Правил проведения мониторинга образовательных
достижений обучающихся. Учитывая данный факт, постановили:
-изъять материал тестирования;
-удалить из аудитории №______ и аннулировать результаты тестирования:
Ф.И.О (при его наличии)_____________________, ИКТ__________________
____________________________________________________________________
подписи и Ф.И.О (при его наличии) лиц, составивших настоящий акт
С актом ознакомлены:
_________________________________________________________________
(подпись и Ф.И.О (при его наличии) тестируемого)
_________________________________________________________________
(подпись и Ф.И.О уполномоченного представителя Министерства)
|
Приложение 2 |
Акт выявления подставного лица в ходе запуска или проведения тестирования
Организация образования___________________________________________
____________________________________________________________________
код наименование
Дата "______" _______________20____г. Время ______ ч. ________ мин.
Уполномоченный представитель Министерства
______________________________________________________
Ф.И.О (при его наличии)
Выявлен факт попытки входа в здание организации образования для сдачи
тестирования вместо тестируемого ___________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии) и ИКТ)
гражданина________________________________________________________
Ф.И.О (при его наличии)
Учитывая данный факт, постановили:
Тестируемого__________________________________________
Ф.И.О (при его наличии)
в здание организации образования для сдачи тестирования не допускать/изъять
экзаменационный материал и удалить из аудитории №______ с аннулированием
результатов тестирования Ф.И.О (при его наличии) _____________________________
ИКТ ____________________.
С актом ознакомлены:
_______________________________________________________________
(подпись и Ф.И.О (при его наличии) тестируемого/подставного лица
(при его наличии)
_________________________________________________________________
(подпись и Ф.И.О (уполномоченного представителя Министерства)
|
Приложение 2 к приказу |
Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства образования и науки Республики Казахстан
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 94 "Об утверждении Правил проведения внешней оценки учебных достижений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13287, опубликован 17 марта 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").
- Приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 109 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 94 "Об утверждении Правил проведения внешней оценки учебных достижений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14994, опубликован 20 апреля 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2018 года № 517 "О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 94 "Об утверждении Правил проведения внешней оценки учебных достижений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17511, опубликован 18 октября 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).
- Приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2020 года № 42 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 94 "Об утверждении Правил проведения внешней оценки учебных достижений" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19986, опубликован 6 февраля 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан