Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования
Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031
В соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании", пунктом 1 статьи 27 и статьей 36 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2022 года № 917 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить:
1) Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Государственный общеобязательный стандарт начального образования согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) Государственный общеобязательный стандарт основного среднего образования согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования согласно приложению 5 к настоящему приказу;
6) Государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования согласно приложению 6 к настоящему приказу.
- Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан согласно приложению 7 к настоящему приказу.
- Комитету дошкольного и среднего образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, исключением пунктов 24, 29, 34, 44 Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования, которые вводятся в действие с 1 сентября 2024 года.
Министр просвещения
Республики Казахстан |
А. Аймагамбетов |
|
Приложение 1 |
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
Глава 1. Общие положения
- Настоящий Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5, статьи 56 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяет требования к:
1) содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты воспитания и обучения;
2) максимальному объему учебной нагрузки воспитанников;
3) сроку воспитания и обучения.
- Стандарт является основанием для:
1) разработки типовых и вариативных учебных планов дошкольного воспитания и обучения в целях обеспечения вариативности образовательных программ;
2) разработки типовой и образовательных (вариативной, индивидуальной, адаптированной, дополнительной) программ дошкольного воспитания и обучения;
3) разработки методических материалов для организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и предшкольных классах школ (лицеев, гимназий) (далее – предшкольные классы) независимо от видов, ведомственной подчиненности и форм собственности;
4) разработки распорядка дня возрастных групп дошкольной организации;
5) создания благоприятных условий для целостного развития и раскрытия потенциала каждого ребенка;
6) создания социально-психологических и педагогических условий для воспитания и обучения детей, в том числе специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями;
7) создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальной среды, ориентированной на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка;
8) организации воспитательно-образовательного процесса для воспитания и обучения детей.
- В настоящем Стандарте применяются следующие термины и их определения:
1) специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями;
2) развивающая среда – среда с разнообразными материалами, спланированная для поддержания детской инициативы, обеспечивающая свободный доступ к предметам и игрушкам и возможность самостоятельно выбирать занятия, и реализовывать свои идеи в течение дня;
3) дети с особыми образовательными потребностями (далее – дети с ООП) – дети, которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;
4) целостное развитие ребенка – физическое, психологическое, социальное, эмоциональное здоровье и безопасность ребенка, обеспечиваемые через создание условий для двигательной активности, полезного и полноценного питания, доброжелательных отношений и организацию развивающей среды;
5) учебная программа – программа, определяющая содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению.
Глава 2. Требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты воспитания и обучения
- Дошкольные организации и предшкольные классы осуществляют воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим стандартом;
2) с приложением 1 Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов и видов, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657) (далее – Типовые правила);
3) Типовыми учебными планами дошкольного воспитания и обучения, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8275) (далее - Типовые учебные планы);
4) Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее - Типовая учебная программа);
5) образовательными программами, разработанными для дошкольных организаций.
- В воспитательно-образовательном процессе:
осуществляется целостное развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом его интересов, особенностей и потребностей;
обеспечивается защита прав, охрана жизни, укрепление здоровья воспитанников;
формируются основы здорового образа жизни, навыки безопасной жизнедеятельности, двигательные, адаптивные, коммуникативные, социально-эмоциональные, когнитивные навыки, гуманное отношение к себе, семье, сверстникам, окружающему миру, культура общения воспитанников, основы национальной самоидентичности, гражданственности, патриотизма;
развиваются физические, интеллектуальные, познавательно-речевые, художественно-эстетические, творческие способности воспитанников;
воспитывается любовь к Родине, родному языку;
создаются равные стартовые возможности для физической, психологической, эмоциональной, социальной готовности ребенка к обучению в школе.
- Развитие компетенций, физических и личностных качеств воспитанников осуществляется через формирование умений и навыков согласно возрастным особенностям.
- Физическое развитие.
Физическое развитие предусматривает воспитание физически здорового ребенка, формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни, навыков безопасной жизнедеятельности.
Физическое развитие детей направлено на решение задач по оказанию содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных видов движений; развитию физических качеств и потребности в двигательной активности; проведению различных игр, в том числе национальных, подвижных, игр соревновательного характера в командах; выполнению спортивных упражнений; знакомству с элементами спортивных игр; развитию творческих способностей и навыков взаимодействия в команде.
- Развитие коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук, развитие навыков работы в команде с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Развитие коммуникативных навыков решает задачи по развитию устной связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, а также через знакомство с детской художественной литературой, культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, чтение, пересказывание, анализ произведений, формированию звуковой культуры речи, обогащению активного словаря, овладению нормами речи, культуры общения.
- Развитие познавательных и интеллектуальных навыков.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предусматривает решение задачи по формированию представлений о сенсорных эталонах, элементарных математических понятий и представлений; овладению способами